Preview

Российский журнал персонализированной медицины

Расширенный поиск

Особенности преподавания искусственного интеллекта в рамках программ высшего медицинского образования

https://doi.org/10.18705/2782-3806-2025-5-2-154-165

EDN: XPGBFE

Аннотация

Статья посвящена анализу состояния преподавания искусственного интеллекта (ИИ) в высшем медицинском образовании и разработке модели многоэтапной подготовки студентов. Показано, что при высоком интересе обучающихся формальные курсы по ИИ в медицинских вузах представлены крайне ограниченно. Предложена модель, включающая базовое ознакомление с ИИ на младших курсах, факультативы на старших курсах, специализированное обучение в ординатуре и программы повышения квалификации в системе непрерывного образования. Подчеркнута связь обучения ИИ с задачами персонализированной медицины и необходимость формирования цифровых компетенций у будущих врачей. Реализация предложенной модели способствует модернизации медицинского образования и подготовке специалистов, открытых к эффективному использованию технологий ИИ в клинической практике.

Об авторах

Т. Г. Авачева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Авачева Татьяна Геннадиевна, к.ф.-м.н., доцент, заведующая кафедрой математики, физики и медицинской информатики

ул. Высоковольтная, д. 9, Рязань, 390023



О. А. Милованова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Милованова Оксана Александровна, к.ф.-м.н., доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики

ул. Высоковольтная, д. 9, Рязань, 390023



А. А. Кривушин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Кривушин Александр Андреевич, старший преподаватель кафедры математики, физики и меди- цинской информатики

ул. Высоковольтная, д. 9, Рязань, 390023



С. А. Прохина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Прохина Софья Алексеевна, студент лечебного факультета

ул. Высоковольтная, д. 9, Рязань, 390023



Список литературы

1. Alowais SA, Alghamdi SS, Alsuhebany N, et al. Revolutionizing healthcare: the role of artificial intelligence in clinical practice. BMC Med Educ. 2023;23:689. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04698-z

2. Almarzouki AF, Alem A, Shrourou F, et al. Assessing the disconnect between student interest and education in artificial intelligence in medicine in Saudi Arabia. BMC Med Educ. 2025;25:150. https://doi.org/10.1186/s12909-024-06446-3

3. Busch F, Hoffmann L, Truhn D, et al. Global cross-sectional student survey on AI in medical, dental, and veterinary education and practice at 192 faculties. BMC Med Educ. 2024;24:1066. https://doi.org/10.1186/s12909-024-06035-4 (дата обращения: 01.05.2025).

4. Рустамов M.M. Интеграция средств искусственного интеллекта в образовательный процесс в медицинских высших учебных заведениях // Лучшие интеллектуальные исследования. 2025;42(2 (апрель)):31–36. https:// scientific-jl.com/luch/article/view/7915

5. Sun L, Yin C, Xu Q, Zhao W. Artificial intelligence for healthcare and medical education: a systematic review. Am J Transl Res. 2023 Jul 15;15(7):4820–4828. PMID: 37560249; PMCID: PMC10408516.

6. Танишин Е.С., Танишина Е.Н. Искусственный интеллект в медицинском образовании, преимущества и перспективы // Тезисы XII съезда Росомед (Российское общество симуляционного обучения в медицине). 2023. URL: http://rosomed.ru/theses/1067 (дата обращения: 01.05.2025).

7. Ejaz H, McGrath H, Wong BL, et al. Artificial intelligence and medical education: A global mixedmethods study of medical students’ perspectives. Digit Health. 2022 May 2;8:20552076221089099. DOI: 10.1177/20552076221089099. PMID: 35521511; PMCID: PMC9067043.

8. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагамбетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине — перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020;5:73–76. URL: https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=13072 (дата обращения: 01.05.2025).

9. CNA. AI and Autonomy in Russia. Issue 23, October 8, 2021. Arlington, VA: CNA, 2021. 24 p. URL: https://www.cna.org/reports/2021/10/AI-and-Autonomy-in-Russia-Issue-23-October-8-2021.pdf (дата обращения: 01.05.2025).

10. Russia launches AI programs to transform healthcare education // HealthCare Middle East & Africa Magazine. 2024. 18 November. URL: https://www.healthcaremea.com/russia-launches-ai-programs-totransform-healthcare-education/ (дата обращения: 01.05.2025).

11. Kickbusch I, Piselli D, Agrawal A, et al. The Lancet and Financial Times Commission on governing health futures 2030: growing up in a digital world // The Lancet. 2021. Vol. 398. No. 10312. P. 1727–1776. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01824-9. URL: https://www.thelancet.com/article/S0140-6736(21)01824-9/fulltext (дата обращения: 01.05.2025).

12. Абдуманонов А.А., Султонов M.А. Искусственный интеллект в обучении студентов медицинских вузов // EJMTCS. 2024. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyyintellekt-v-obuchenii-studentov-meditsinskih-vuzov (дата обращения: 01.05.2025).

13. Джошкун И.И., Лушникова К.А., Милованова О.А. Использование искусственного интеллекта в гистологической диагностике заболеваний молочной железы // Цифровое будущее современной медицины: Сборник докладов I Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием, Рязань, 24–25 апреля 2024 года. Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, 2024. С. 183–185. EDN GYLRGX.

14. Галагудза М.М., Торопова Я.Г., Конради А.О. Применение искусственного интеллекта в экспериментальной медицине и в разработке новых лекарственных препаратов. Российский журнал персонализированной медицины. 2025;5(1):58–65. DOI: 10.18705/2782-3806-2025-5-1-58-65. EDN: WXFXFJ.


Рецензия

Для цитирования:


Авачева Т.Г., Милованова О.А., Кривушин А.А., Прохина С.А. Особенности преподавания искусственного интеллекта в рамках программ высшего медицинского образования. Российский журнал персонализированной медицины. 2025;5(2):154-165. https://doi.org/10.18705/2782-3806-2025-5-2-154-165. EDN: XPGBFE

For citation:


Avacheva T.G., Milovanova O.A., Krivushin A.A., Prohina S.A. Features of teaching artificial intelligence within higher medical education programs. Russian Journal for Personalized Medicine. 2025;5(2):154-165. (In Russ.) https://doi.org/10.18705/2782-3806-2025-5-2-154-165. EDN: XPGBFE

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3806 (Print)
ISSN 2782-3814 (Online)