Особенности профессиональной подготовки врача на базе национального медицинского исследовательского центра
https://doi.org/10.18705/2782-38062023-3-3-144-155
Аннотация
Успешное обучение современных студентов требует большой погруженности преподавателей в процесс, который постоянно преобразуется, приобретает новые свойства, встречается с новыми вызовами. Так, цифровые технологии, онлайн-обучение являются уже естественной средой коммуникаций, а обучающиеся мотивированы на саморазвитие и самовыражение. Традиции российской медицинской школы вместе с современными тенденциями развития образования создают предпосылки для применения наиболее успешных форм обучения, развивающих мышление и навыки, необходимые для профессиональной деятельности.
В настоящей статье авторы представили опыт организации обучения по программе специалитета на базе кафедры неврологии и психиатрии с клиникой Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России. Сформулированы выводы на основании результатов анкетирования преподавателей и студентов по основным характеристикам учебного процесса. Проанализирована роль применения интерактивных и дистанционных технологий: методик онлайн-обучения, видеолекций, цифровых сервисов, других digital-технологий. Проанализирована роль самостоятельного образования, представлены наиболее удачные формы проверки знаний, особенности развития коммуникативных навыков, возможности освоения компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. Отдельно проанализированы интерес студентов к научной работе, активность участия в студенческом научном клубе, возможность роста заинтересованных обучающихся в профессиональном и педагогическом аспектах. Представленные данные проиллюстрировали успешность впервые проводимого эксперимента по подготовке врачей на базе научного учреждения.
Ключевые слова
Об авторах
Т. М. АлексееваРоссия
Алексеева Татьяна Михайловна, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии и психиатрии с клиникой
Санкт-Петербург
Е. Б. Панина
Россия
Панина Елена Борисовна, к.м.н., доцент кафедры неврологии и психиатрии с клиникой
Санкт-Петербург
А. А. Краснов
Россия
Краснов Алексей Александрович, д.м.н., доцент кафедры неврологии и психиатрии с клиникой
Санкт-Петербург
М. П. Топузова
Россия
Топузова Мария Петровна, к.м.н., доцент кафедры неврологии и психиатрии с клиникой
Санкт-Петербург
М. Л. Поспелова
Россия
Поспелова Мария Львовна, д.м.н., доцент кафедры неврологии и психиатрии с клиникой, главный научный сотрудник, руководитель группы персонифицированного лечения постмастэктомического синдрома
Санкт-Петербург
И. К. Терновых
Россия
Терновых Иван Константинович, ассистент кафедры неврологии и психиатрии с клиникой
Санкт-Петербург
О. А. Портик
Россия
Портик Ольга Александровна, к.м.н., ассистент кафедры неврологии и психиатрии с клиникой
ул. Аккуратова, д. 2, Санкт-Петербург, 197341
В. А. Малько
Россия
Малько Валерия Алексеевна, аспирант кафедры неврологии и психиатрии с клиникой
Санкт-Петербург
Т. А. Шустова
Россия
Шустова Татьяна Алексеевна, ординатор, старший лаборант кафедры неврологии с клиникой
Санкт-Петербург
И. О. Кулаковская
Россия
Кулаковская Ирина Олеговна, магистр
Санкт-Петербург
М. И. Лаптев
Россия
Лаптев Матвей Игоревич, студент третьего курса Института медицинского образования
Санкт-Петербург
Г. А. Кухарчик
Россия
Кухарчик Галина Александровна, д.м.н., доцент, профессор кафедры факультетской терапии с клиникой, заместитель директора по учебной и методической работе, декан лечебного факультета
Санкт-Петербург
Е. В. Пармон
Россия
Пармон Елена Валерьевна, к.м.н., доцент кафедры факультетской терапии с клиникой, директор Института медицинского образования
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 1. Государственные стандарты высшего профессионального образования и высшее медицинское образование. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006;2:129–136].
2. Шестак Н.В. Концепция повышения квалификации НПР в системе непрерывного медицинского образования. Высшее образование в России. 2015;2:49–58].
3. Королькова Н.К., Бизунков А.Б. Компетентностный подход и контроль качества медицинского образования: исторический аспект и анализ современного состояния проблемы. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2018;6:112–120].
4. Агранович Н.В., Кнышова С.А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии. Современные проблемы науки и образования. 2015:205].
5. Криушков И.А., Магомедова А.Р. Проблемы трудоустройства выпускников медицинских вузов. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017;1:172].
6. Байбородова Л.В. Проблемы использования педагогических технологий в практике образования. Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы Международной заочной научно-практической конференции. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017;71–73].
7. Тарханова Н.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования. Ярославский педагогический вестник. 2019;2:107–110].
8. Шестак В.П. Модель «тройной спирали», ФГОС 3+ + и образовательные программы в высшей школе России. Высшее образование в России. 2017;2:15–23].
9. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России. Современные проблемы науки и образования. 2017;5:250].
10. Лященко С.М., Петренко Ю.В. К вопросу об использовании теории поколений У. Штраусса и Н. Хоува в построении образовательного процесса в вузе. Научное отражение. 2020;22:33–34].
11. Гостева Д.Д. Проблемы коммуникации в процессе реализации личностного потенциала человека. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов ХLI Молодежной международной научно-практической конференции. 2017;91–97].
12. Авдеева О.В., Каширина О.А. Некоторые аспекты дистанционного образования. Современные гуманитарные исследования. 2018;83:91–94].
13. Янкелевич С.С., Мартынов Г.П. Универсальные компетенции в учебном процессе современного университета. Актуальные вопросы образования. 2020;1:8–13].
14. Spencer L, Spencer S. Competences at work. — M.: Gippo, 2010. P. 384. In Russian [Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. — М.: Гиппо, 2010. С. 384].
Рецензия
Для цитирования:
Алексеева Т.М., Панина Е.Б., Краснов А.А., Топузова М.П., Поспелова М.Л., Терновых И.К., Портик О.А., Малько В.А., Шустова Т.А., Кулаковская И.О., Лаптев М.И., Кухарчик Г.А., Пармон Е.В. Особенности профессиональной подготовки врача на базе национального медицинского исследовательского центра. Российский журнал персонализированной медицины. 2023;3(3):144-155. https://doi.org/10.18705/2782-38062023-3-3-144-155
For citation:
Alekseeva T.M., Panina E.B., Krasnov A.A., Topuzova M.P., Pospelova M.L., Ternovykh I.K., Portik O.A., Malko V.A., Shustova T.A., Kulakovskaya I.O., Laptev M.I., Kukharchik G.A., Parmon E.V. Specifics of doctor’s professional training on the basis of the national medical research center. Russian Journal for Personalized Medicine. 2023;3(3):144-155. (In Russ.) https://doi.org/10.18705/2782-38062023-3-3-144-155